Список желаний

Ваш список желаний пуст. Перейти в каталог?

По следам капитана Филибера

15.01.2021

Андрей Валентинов об альтернативной истории в фантастических книгах.

(Что за книга и какого автора - не принципиально).
Автор, конечно, не читал "Капитана Филибера", однако думал в том же направлении, отправив героя туда же и в то же время. Автор - за красных, однако мало кому из нормальных людей краснопузые образца 17-18 годов пришлись бы по душе. Автор не унывает - и пытается изобрести "хороших красных". Методика проверенная - заслать нужного человека к большевикам заранее, лет за пять или десять (как же, был такой товарищ Ким, знаем!). Он курс слегка и подкорректирует.
Получилось бы? Отдельный разговор (едва ли). но в книге - отчасти да. Стратегия же "по Филиберу" - единый фронт против немцев и австрийцев (от анархистов до Деникина). В книге этот "фронт" лишь идея, но все-таки.
Интересно, как автор делит белых на "хороших" и "плохих". Краснов и Дроздовский - плохие, потому как с немцами снюхались. А Ленин - не снюхался? Но автор делает вид, что про Ленина ничего не знает.
В общем, вторичненько и третичненько, однако автор все-таки книжки читал (знает, что УСС - это Австро-Венгрия, неплохо, да). Иное дело, что никакого "единого фронта", если автор не прибегнет к лоботомии (как безумный Михайловский) не получится. Но идея действительно была, и попытки были.
А еще автор время от времени ругается, обозначая свои политические симпатии и антипатии. Это не всегда к месту.
* * *
Альтернатива в Истории - сложный метод.
Применяй умеючи метод этот! (почти Маяковский).
Пытаясь "облагородить" большевиков (свят! свят!) автор договаривается до того, что большевицкий СНК ОТКАЗАЛСЯ подписывать Брестский мир (Ленин скорее всего уйдет в отставку, кстати). Да, с точки зрения имиджа - неплохо, очень многие колеблющиеся могут большевиков и поддержать. Но, как говорится, добыл оленя, добыл и рога.
Внимание! Аль-тер-на-ти-вим!

  1. С немецкой армией лучше не ссориться, особенно когда своей нет (если не считать тов. Дыбенко). СНК отвергает ультиматум, значит немецкая (и австрийская) армия продолжает наступать. Дня через четыре Петроград взят немцами.
  2. Немцы, понимая, что с СНК не договоришься, создают в Петрограде СВОЕ русское правительство, которое и подписывает мир. Немцы помогают своим ставленникам создать какую-никакую, но армию. Возникает новый фронт, немцы наступают не только на Юге (на Донбасс и Ростов), но и на Севере. До Москвы не дойдут, а вот созданная ими марионеточная армия... Кто знает?
  3. Разгром большевиков провоцирует... да хоть чехов! Им же грозит выдача австрийцам! Мятеж начинается не в конце мая, а в марте.
  4. Десанты союзников следуют уже в марте. (Север и Дальний Восток). Там большевиков, понятно, свергают.

Это лишь начало, но большевикам уже уютненько.
...А немецкий Генштаб, обидевшись, сливает в прессу материалы по сотрудничеству герра Парвуса и герра Бланка с разведкой кайзера. Чтобы прочие знали и запомнили.
А неплохая альтернатива, да? Попаданец может сколько угодно геройствовать, но большевикам придется несладко.
Хе-хе!
* * *
Продолжаю следить за похождениями "второго" капитана Филибера. Он честно косплеит моего героя. На этот раз занялся бронепоездами. Сначала - захват, причем Филибер Второй не мелочился, замахнулся прямо на немецкий панцерник (мой, если помните, прихватил лишь бронеплощадку). А дальше начинаются гонки по железке (напоминаю, район тот же).
Герой время от времени не забывает хвалить краснопузых, хотя за что - совершенно непонятно. Даже если взглянуть с точки зрения имперца, то в нашей реальности большевики профукали свой Эсэсэсэр. В реальности же книги, не заключив Брестский мир, красные обрекли страну практически на уничтожение. Немцы-то наступают!
Подозреваю, что красных автор любит по причинам чисто классовым - из ненависти к "тилигентам" и прочим поклонникам личной гигиены и чистых носков. Такое, увы, не лечится. Правда, герой, что хорошо, лично убивать и пытать не стремится, это по нынешним временам - редкость.
Впереди, как я понимаю, разгром немецко-австрийских оккупантов. Фантастика заканчивается, начинается фентези.

Попаданцы - что такое? - Бонапарте вопросил... Ну, прежде всего это позор нынешней русскоязычной фантастики. Но не только.

  1. Образовался кластер читателей, на попаданцев подсевших. Отсюда неоднократно читанные высказывания: без попаданца мне неинтересно! Отсюда и требования некоторых редакций: вставить! Знаю двух писателей, которым пришлось попаданцев именно вставлять, первоначально их не было, да и не нужны были.
  2. Очень многим, особенно альтернативно образованным, с попадацем легче вникать в текст. Время иное, незнакомое. Чиатель об этом времени не знает - и герой не знает, но начинает узнавать. То есть, попаданец - прием очень распространенный в литературе. Только прежде это был, к примеру, провинциал из Гаскони желающий попасть в Париж.
  3. Политика. Выросло поколение больных на голову от ненависти к инородцам, иноверцам, инославным и всем прочим. Попаданец может не только высказать свои взгляды, но и поубивать помянутых. То есть, попаданцы - способ сублимации.

Итак, и в существовании попаданцев есть смысл, даже литературный, но уж больно их много. Отсюда надписи на ценниках книг:"Без попаданцев".
Кстати, народ! Если вы досюда дочитали, то вопрос. Имею ли я права ругать плохие книжки, относимые к фантастике? А то мне сказали, что ругать плохие книжки нельзя.
* * *
Я понимаю, что разным людям нужны разные книги. Об этом я говорил много раз и вновь повторю. Более того, добавлю: человек читает книги, это уже хорошо.
Но!
Весь нынешний вал "фонтастики" (жЭнско-гинекологическая, ЛитРПГ, попаданцы, сталкеры и прочие несть им числа) называют себя и хуже того СЧИТАЮТСЯ фантастикой. Настоящей! Полвека назад фантастика была и опять таки считалась элитной литературой для неглупых людей, а сейчас? А сейчас фантастика это то, что пишут идиоты про идиотов и для идиотов. Поэтому высказываться об этих самозванцах, на мой взгляд, можно и нужно. Нечего компрометировать настоящую фантастику. А такая есть, хоть и меньше ее стало.
Так что критиковал всю эту глупость - и буду критиковать.


В оформлении использована работа Инги Измайловой.