Список желаний

Ваш список желаний пуст. Перейти в каталог?

Философская фантастика

13.10.2019

Рецензия Василия Владимирского на роман Марины и Сергея Дяченко "Алена и Аспирин". Опубликована в журнале "Мир Фантастики", №39 за ноябрь 2006 г.

«Не знаешь, о чем писать, — пиши о себе». Так гласит один из главных законов литературного творчества. У Марины и Сергея Дяченко вроде бы не должно возникать проблем с темами для новых романов: за плечами два десятка книг, причем самых разных, от авантюрно-приключенческого фэнтези и социальной НФ до жестоких драм без всякой надежды на хэппи-энд и сентиментальных «сказок для самых маленьких». И все же пишут киевские авторы прежде всего о себе. Это их дочке Анастасии исполняется в 2006 одиннадцать лет — точно так же, как героине заглавного романа из этого сборника. Да и ди-джей Аспирин появился в произведении супругов Дяченко, активно сотрудничающих с известной украинской поп-певицей Русланой, подозреваю, отнюдь не случайно.

Знакомство двух героев происходит при довольно нестандартных обстоятельствах. Возвращаясь после вечернего радиоэфира, Аспирин подбирает во дворе маленькую девочку с плюшевым медвежонком. То есть, он, может быть, и прошел бы мимо, — мало ли отчего ребенок может гулять в такое время суток! — однако неприятный эпизод с бультерьером, которого подвыпившие тинэйджеры попытались натравить на ди-джея, определяет его выбор. Но, как известно, «ни одно доброе дело не останется безнаказанным»: наутро девочка Алена с несвойственной ее возрасту рассудительностью заявляет, что не собирается уходить, и предлагает считать себя незаконной дочкой Аспирина...

Такой зачин, согласитесь, подходит скорее для криминальной драмы, чем для фантастического романа. Если бы не один нюанс: дело в том, что на самом деле девочка Алена — вовсе не родственница главного героя и даже не малолетняя аферистка, решившая прибрать к рукам чужую квартиру. В поисках брата она явилась к нам из иной, совершенной вселенной; если угодно, Алена — ангел, спустившийся на нашу грешную землю. Все остальное не более чем мимикрия, попытка приспособиться к непривычным условиям. Именно вечный конфликт двух миров, совершенного и несовершенного, завершенного и находящегося в процессе творения, положен в основу романа. Как поведет себя чистое светлое существо, пришедшее оттуда, где не знают слова «смерть», при столкновении с грязью и повседневной жестокостью нашего мира? Врастет в эту реальность, станет таким же обычным человеком, как и все мы, — не холодным и не горячим? Или опустится на самое дно, чтобы отомстить всему миру за попранную невинность? Благо такая возможность у Алены есть: плюшевый Мишутка в мгновение ока порвет на смешные тряпочки любого, кто посмеет обидеть его хозяйку. Да и сама девочка не даст себя в обиду, если в руках у нее музыкальный инструмент...

Ну а что же Аспирин? Как отреагирует взрослый самостоятельный мужчина, полагающий, что нашел свое место в жизни, на все эти сказки об ином мире? Должен ли он испугаться до потери пульса, впасть в тяжелую депрессию, смириться с неизбежным — или против воли проникнуться родительскими чувствами к несчастному ребенку?.. Супруги Дяченко тщательно исследуют все варианты: умение описывать поведение человека в немыслимой, дикой, экстремальной ситуации всегда было сильной стороной киевского дуэта. Не остались в стороне, конечно, и спецслужбы, пытающиеся сперва захватить, а потом и уничтожить чудо-ребенка...

Только с большого перепугу этот роман можно было назвать «городским фэнтези». В советские времена произведения подобного рода обычно маркировались как «философская фантастика» и пользовались особой популярностью у любителей жанра из среды интеллигенции. Именно в этом направлении работало большинство представителей так называемой «четвертой волны» — писателей-фантастов, чей дебют пришелся на конец семидесятых и начало восьмидесятых годов минувшего века. Дяченко показали себя достойными продолжателями традиции. Финал романа довольно туманен: читателям приходится самим домысливать, кто же был тем самым «блудным братом» Алены, бежавшим в наш несовершенный мир ради возможности творить, что за босой человек приходил, чтобы вернуть девочку в домой, и так далее, и тому подобное. Эта неопределенность, впрочем, также вполне в традиции отечественной «философской фантастики»...

* * *

Марина и Сергей Дяченко — одни из немногих современных авторов, активно работающих в области «жанровой» литературы, творчеству которых посвящена не просто отдельная статья или глава в энциклопедии, но целая книга. В 2005 году в Киеве увидела свет серьезная монография филолога Михаила Назаренко «Реальность чуда». Книга была издана к юбилею Сергея Дяченко. В современном фантастиковедении случай практически уникальный: максимум, чего удостаивались наши фантасты в последние полтора десятилетия, это выходящих отдельными изданиями авторефератов диссертации.