20.09.2022
Записи из дневников Андрея Валентинова о кино и не только (из прошлой жизни - 2021 год...):
Две "Энеиды"
"Приключения казака Энея" (режиссер Н.Василенко) сняли в 1969 году к 200-летию Ивана Котляревского, в самый расцвет эпохи Шелеста. Тогда как раз вышло знаменитое издание поэмы "с картинками". Мультфильм же получился превосходный, пусть и маленький (27 минут). Всё удалось вместить: идею, сюжет, образы, дух. Очень хорошие рисунки, музыка неплохая, в общем вполне "в духе".
После ухода Шелеста мультфильм, естественно, сгинул, появился лишь после того, как сгинула Совдепия - но только в русском варианте. Украинский я, конечно, нашел, но с трудом.
"Энеида" режиссера В.Дахно снималась аж три года, вышла в 1991-м, уже в независимой Украине. Фильм полнометражный, к тому же "разрешили все". И как? Лично мне совершенно не понравилось. Во-первых, убрали всю серьезность. У Котляревского в поэме не только шуточки, но и настоящая война. В фильме - нет, все понарошку Разве это "Энеида"? Во-вторых, обилие толстых жЭнщин. Это что, такой образ родины-0матери? В общем, размах был на рубль, результат же на копейку, инфляционную.
Старый мультфильм пересматриваю регулярно (вот сегодня, к примеру), новый вспоминаю редко.
Запишите меня в белые!
"Бумбараш", реж. Н.Рашеев и А.Народицкий. СССР, 1971 г.
Фильм произвел в свое время сильное впечатление практически на всех. Необычных фильмов о гражданской войне хватало, но этот был еще и удачно необычным. Приключения, яркие герои, песни Кима. У меня был журнал "Кругозор" со страницей, всему это посвященной. От Гайдара-первоисточника осталось на первый взгляд не так и много. У Гайдара не поют и не пляшут, и персонажи куда как серьезнее. Но кое-что ухватить удалось, прежде всего то, как красные выглядели со стороны.
В общем, ничего плохого о фильме я не скажу, даже сейчас. Но! Уже тогда красные (в фильме) вызывали мягко говоря протест. У меня дед был в возрасте Бумбараша (даже младше), воевал. Он что, такой был?
А сейчас.... А сейчас очень хочется расстрелять всех, причем без исповеди. И красных и их противников по фильму. Парад уродов. Фильм от этого, повторюсь, хуже не становится, но задуматься заставляет.
Красные по сути показаны в виде животных или дегенератов. Их противники - тоже. Они это специально?
Дело профессора Михайловского.
А не рассказать ли вам историю реальную и одновременно фантастическую во всех отношениях? Ее героя давно уже прозвали советским доктором Франкенштейном. В один узел завязались судьба талантливого ученого, развратной девицы, изгрызенной крысами мумии и будущего святого.
Итак, дело профессора Михайловского!
Рассказать?
Начнем с финала истории. Ташкент, городское кладбище, что на улице Боткина. Самые старые могилы там - еще позапрошлого века и начала прошлого. Среди прочих - массивный каменный памятник над захоронением профессора Ивана Петровича Михайловского.
Памятник примечательный. Профессор скончался в 1929 году, но камень поставлен явно не раньше 1960-х (на самом деле, скорее всего, уже в нашем веке). Более того, он был расколот надвое, а затем аккуратно скреплен, но глубокую трещину так и не убрали. По воспоминанию старожилов прежде на могиле была каменная плита. Не лежится спокойно профессору! Может, надпись что-нибудь пояснит?
Читаем: "Основоположнику учения об оживлении организма" Оценили? Основоположнику! Учений! Об оживлении!
Простите, а такое учение существует? Оживляют кого-нибудь? Кто даст ответ? Может, медицинская энциклопедия?
Медицинская энциклопедия знает многое, но не все.
"МИХАЙЛОВСКИЙ Иван Петрович (1877 — 1929) — советский физиолог .В 1899 г. окончил мед. ф-т Харьковского ун-та со степенью «Лекарь с отличием» и с золотой медалью, работал уездным врачом. В 1901 г. назначен помощником прозектора кафедры физиологии Харьковского ун-та. В качестве военного врача участвовал в русско-японской войне (1904—1905). После демобилизации был помощником прозектора кафедры физиологии Харьковского ун-та, с 1910 г. прозектор. В 1912 г. в ВМА защитил докт. диссертацию на тему «К учению о физиологическом действии продуктов регрессивного метаморфоза на сердце холоднокровных и теплокровных животных». Среди цензоров диссертации был И. П. Павлов. С 1912 г. приват-доцент кафедры физиологии Харьковского ун-та. С 1919 г. профессор кафедры физиологии Туркестанского государственного ун-та."
Стоп! Стоп! Стоп! Дата рождения (только год!), есть, а вот места рождения - нет. Насчет прочего следует отметить, что Михайловский - исследователь, но не врач, деталь важная. И еще, 1919-й год, разгар войны, а профессор уезжает из Харькова в Ташкент. Ничего себе путешествие!
Поповский (его цитировать стану часто) предполагает, что Михайловский уезжал подальше от войны. Сомнительно, возле Ташкента было не менее беспокойно. Зато сытнее, может в этом дело? Там тепло, там яблоки. А может, Михайловским заинтересовалась Харьковская ЧК? В любом случае Туркестанский университет все же не такой престижный, как Харьковский. Интересно, что возвращаться в Харьков наш герой не стал.
Примечательно, что иных подробностях и жизни и смерти профессора энциклопедия не сообщает. Далее о его научных достижениях:
"И. П. Михайловский — автор 49 научных работ, в т. ч. 5 монографий. Его основные научные исследования были посвящены изучению физиол. действия продуктов регрессивного метаморфоза, в частности желчных к-т (гликохолевой и таурохолевой), таурина и др., а также продуктов метаболизма мочевины (мочевой к-ты, аллоксана и др.) на сердце холоднокровных и теплокровных животных. Он также изучал проблемы бальзамирования трупов. Следует особо отметить исследования И. П. Михайловского, посвященные прижизненному удалению из крови токсических веществ и «промыванию крови», что позволяет причислить его к пионерам теоретического обоснования метода гемосорбции. Не случайно нек-рые из предложенных им методик нашли применение при разработке методов гемодиализа и использования сорбентов."
Я не специалист, так что пока комментировать не стану. Но судя по отсутствию упоминаний в сети метод (или методы) Михайловского если и применяются, то не слишком широко. Нашел лишь сведения, что вроде бы используется в ветеринарии.
В любом случае, как ни крути, ученый. Для Ташкента - вполне себе звезда, к тому же, как увидим дальше, профессор много выступал перед публикой, ставил публичные опыты и всячески рекламировал себя и свои исследования.
Что мы о нем еще знаем?
На рисунке: переливание крови в годы давние.
Что мы знаем о работах профессора?
"Профессор полагал, что особым образом "промытая" кровь, взятая у человека и перелитая ему же, благотворно подействует на состояние организма и в перспективе при помощи этого метода можно будет исцелять тяжелейшие заболевания, перед которыми пока бессильна медицина.
Суть публичных опытов, на которые приглашались представители местных СМИ, заключалась в следующем. Он выкачивал у подопытных животных кровь, пока они не впадали в состояние клинической смерти. После этого "промытую" раствором Рингера-Локка (смесь хлорида натрия, калия и кальция, глюкозы и гидрокарбоната натрия) кровь он переливал обратно, после чего животное возвращалось к жизни. Раствор Рингера-Локка применяется в ветеринарии и сейчас, для лечения обезвоживания и интоксикаций, но Михайловский верил в его чудодейственные свойства." Как видим, Михайловский работал в духе тогдашнего всеобщего увлечения кровью. Если думаете, что этим увлекались только в СССР (большевики- вампиры!), то ошибаетесь, в мире кровь также была в чести. Но это отдельный разговор.
Теперь о самом профессоре.
"Необычен был его внешний вид: потрепанный серый френч и видавшие виды «цивильные» брюки дополняла форменная казачья фуражка без кокарды. В одном ухе болталась золотая серьга. В университете его знали как человека угрюмого, неразговорчивого, скупого. Замечали за ним и иные чудачества: вдруг среди лекции сорвется и побежит домой, а на другой день объясняет — пришла в голову гениальная мысль. Да и на лекциях по своему предмету, случалось, говаривал он вещи, мягко выражаясь, странные. Так, однажды совершенно серьезно «объяснил» студентам: «Лейкоциты для того прозрачны, чтобы их не увидели микробы»." Но до поры до времени все это терпели. В СССР считалось, что интеллигенты - они по определению люди не от мира сего.