18.11.2019
Владимир Пузий и Михаил Назаренко о книгах Марины и Сергея Дяченко из цикла "Маг дороги".
Рецензия на книгу Марины и Сергея Дяченко "Королевское обещание".
Опубликована в журнале "Реальность Фантастики" №11 за ноябрь 2005 г.
Дети спасают мир - это известно всем. А если не мир, то принца, превращенного в Щелкунчика; или мешают космическим пиратам завладеть миелофоном; или борются с хулиганами (как Тимур со товарищи); или противостоят злобным взрослым (как это часто бывает у Крапивина).
Потому что дети умнее, добрее, честнее, смелее... и, если уж на то пошло, могут быть куда более жестокими, чем взрослые. Примеров довольно - "Крошка-убийца" Р.Брэдбери и "Повелитель мух" У.Голдинга, "Чучело" В.Железникова и "Игра Эндера" О.С.Карда.
Почему нас не удивляют эти противоположные и, пожалуй, равно недоказуемые обобщения?
Потому что есть Традиция, литературная традиция, которая не всегда соответствует реальности, но может ее и формировать - в особенности, если речь идет о хороших детских книгах. Да и не только хороших. Могу судить по себе: ребенок зачастую воспринимает не текст, а картинку, и написанные плохим языком "Волшебник Изумрудного города", "Незнайка", да и "Золотой ключик" остаются в памяти навсегда, потому что (не без помощи художников) Волков, Носов, Толстой создали образы, ставшие неотъемлемой частью нашей жизни. Уже потом становится понятна разница между просто литературой, от Туве Янссон до Юрия Коваля, и литературой детской, в худшем смысле слова: той, которую не будешь перечитывать никогда, опасаясь испортить подростковые впечатления. (Любопытно, что в Америке книгой, которую боятся открывать заново, стала "Над пропастью во ржи". Чуют правду!)
Любая книга рано или поздно покрывается, так сказать, налетом времени. Только для одних это благородная патина, а для других - ржа истребляющая. И в детской литературе процент несправедливо забытых книг, кажется, еще больше, чем во взрослой. Остаются книжки, которые читались в детстве всеми. И то не обязательно. А если детский писатель не вошел в "обойму" - считайте, что сгинул навсегда. Несправедливо забытый классик может заново войти хотя бы в университетскую программу. Но забытый сказочник? автор книг о детях и для детей? Вряд ли. "Чуча" и "Потерялась девочка" Галины Демыкиной, "Кэрри в дни войны" Нины Бодэн, "Рыцари без страха, но не без упрека" Галины Галаховой - называю имена совершенно наугад: многим ли читателям "РФ" они знакомы? (А может, все-таки многим? - Все тексты, кстати, есть в Сети.1) И не уйдет ли в забвение замечательная повесть "Девочка и птицелет" киевлянина Владимира Киселева?
Книги о детях, спасающих миры. Новые, этого года выпуска. Будут ли их читать... ну, скажем, лет через двадцать?
* * *
Если я начну сейчас хвалить роман Марины и Сергея Дяченко "Королевское Обещание", это может быть неправильно понято. Лучше "Поттера"? Захваливает! Хуже? Как, еще хуже?.. Поэтому я сравнивать и не буду; скажу только, что книга эта доставила мне большее удовольствие, чем любой другой фантастический роман этого года из числа написанных писателями постсоветского пространства.
Дяченко не претендуют на широкие обобщения и глубокие раздумья о судьбах стран и народов. Они просто пишут сказку и понимают, что сказка без страха, жестокости, отчаяния - сказка неполная. (Вспомните, кстати, что гениальная Туве Янссон провела своих героев через одиночество "конца ноября" - иначе и быть не могло. А ведь как светло все начиналось!) Достоинства "Королевского Обещания" особенно заметны по сравнению с предыдущей книгой серии, "Ключом от Королевства" (обе изданы по-украински раньше, чем по-русски; это радует). "Ключу" не хватало цельности и, главное, подлинных испытаний. Все было немного слишком игрушечным. Обычная киевская девочка Лена Лапина (чья жизнь немногим веселее пребывания Гарри Поттера у Дарсли) становится "магом дороги" и помогает королю Оберону перевезти его Королевство в новый мир. Очень знакомая исходная ситуация - и даже то, что разработка своеобразно-дяченковская, ее не вполне вытягивает. Иное дело - "Королевское Обещание", тем более, что эту книгу можно читать независимо от первой. Теперь все по-настоящему, теперь путь обрел цель, герои - чувства, мир - глубину. Лена должна - вопреки воле Оберона! - пройти в мир по ту сторону "Ведьминой Печати", мир, о котором неизвестно почти ничего, - чтобы найти пятерых принцев для пятерых принцесс. А если не найдет, то нарушится Обещание Оберона, король погибнет, а что будет с Королевством, и думать страшно. А мир за Печатью темен и опасен для жизни. Принцы, там, правда, есть, но...
"Принц-деспот. Он сейчас атакует наш замок. Принц-пленник. Это его брат, он сидит в темнице неизвестно где. Принц-саламандра, он живет в стране вулканов. Был еще принц-рыба, но он утонул... Принц-чума, будь он проклят".
...только четверо.
Нет, не удержусь от сравнения: в отличие от "Поттера", эта книга равномерно хороша. Четыре принца, бывший людоед Уйма, сопровождающий Лену, и плененный ими мальчишка - некромант Максимилиан... Мастер-Генерал, умирающий в армии победителя и воскресающий в армии побежденного - потому что он всегда сражается на стороне тех, кто не имеет шансов на победу...
После "Варана", пожалуй, странно было бы удивляться тому, что Дяченко умеют выстраивать ни на что не похожие фэнтезийные миры - но "Королевское Обещание" меня все же удивило. Книга эта - лишнее подтверждение того, что хорошие сказки складываются из деталей, а будут эти детали забавными или жуткими (или то и другое разом)... тут уж на выбор авторов. Дяченко умеют соединять страшное и смешное - как в проходной, казалось бы, сцене: Уйма и странствующий палач состязаются в том, кто вспомнит больше способов пыток... а когда после победы Уймы Лена называет людоеда палачом по призванию, тот долго молчит, а потом тихо отвечает:
"- Вот ты, значит, в школу ходишь. Книжки читаешь. Телевизор смотришь, про который мне Оберон рассказывал. А у нас на островах ни книжек, ни телевизора. Только сказки. Ну, традиция такая, детям на ночь сказки рассказывать, чтобы спали хорошо! Вся сказка - три слова, жил такой-то, встретил врага и победил его. А потом на полчаса - что он с этим врагом сделал. И всякий раз по-разному. Детишки же не любят, когда одно и то же! Они нового ждут!"
Вот именно. Кто сказал, что сказки должны быть покрыты сахарным сиропом?
Словом, "Королевское Обещание" - безусловная удача и, помимо прочего, page-turner: книга, которая заставляет быстрее листать страницы... а впрочем, и останавливаться, и перечитывать понравившиеся отрывки. Это и есть мастерство.
Михаил Назаренко
Рецензия на книгу Марины и Сергея Дяченко "У зла нет власти".
Опубликована в журнале "Мир Фантастики" №64 за декабрь 2008 г.
В то время как за рубежом подростковая фантастика — направление востребованное и популярное, у нас оно только начинает возрождаться. А ведь фантастику «для среднего и старшего школьного возраста» в советские годы писали такие мастера, как Булычёв, Велтистов, Крапивин... Не секрет, что именно их книги пробудили «желание странного» у многих тысяч молодых читателей, именно эти авторы привили любовь к увлекательной и умной литературе.
Пора бы нынешним мастерам фантастики подхватить падающее знамя — как это сделали, например, Марина и Сергей Дяченко. Их книги о волшебном Королевстве — именно из тех, которые с одинаковым удовольствием прочтут и школьники, и взрослые. «У зла нет власти» — последняя повесть трилогии, в которой сплетаются сюжетные нити и даются ответы на «повисшие» в воздухе вопросы. Кстати, «сплетаются» буквально, потому что одно из главных «действующих лиц» повести — меч Швея, которым Лене Лапиной — обычной школьнице и, по совместительству, магу дороги — придется изрядно помахать. Королевству угрожает очередная напасть, неистребимые полчища Саранчи, а Оберон ничего поделать не может, ибо... пропал. Исчез не только из Королевства, но и из памяти его обитателей. Помнят о нем только три человека: Лена, некромант Максимилиан и принц-деспот. Но вот можно ли доверять двум последним?..
Марина и Сергей написали добрую и мудрую сказку, достойно завершив трилогию. Первые два тома уже пару раз переиздавались на русском и украинском языках, думаю, и «У зла нет власти» ожидает та же участь. А значит, есть шанс, что скоро ряды любителей хорошей, умной фантастики пополнятся молодыми читателями.
Владимир Пузий