15.10.2020
Размышления Андрея Валетинова.
Старое кино! + старая фантастика! Наш человек в Помпеях.
Итак, я пью кофе. Можно, конечно, спросить: а как же чай? Пью, но вечером. Цейлонский черный, листья среднего размера (поэтому назад в СССР с его "цейлонским" не хочу).
Есть желание написать о кино, но о чем-то сложном. Вот, скажем, два попаданца в древние Помпеи, один ихний, второй совецкий. Представьте себе, были два такие фильма, причем снятые почти в одно время. Оба, увы, никак не шедевры. Только.... Кому это нужно? Вам?
Я честно истратил год, дабы изучить что есть современный сериал. Изучение заканчиваю, вывод сделан. Больше смотреть не буду. Окончательно отпугнула новая "Реальная мистика". Свят-свят, Саваоф!
Общий же вывод: кино нынешнего века не для меня. К счастью, снятое в ХХ-м никуда не исчезло. Хотя, как мне кажется, многие нынешние деятели, причем не только искусства, очень бы хотели, чтобы все наследие ХХ сгинуло. Представляете? Фантастики почти нет, всюду фонтастика. И фильмы марвел. И чудожэнщина. Пока не могут. хотя... Сюжет вполне, вполне.
Ну, и продолжаю продумывать А-9. В чем сложность? Ищу героев, а герои должны быть с конфликтом. Что за удовольствие описывать самодовольного борова? Смотрю, подбираю... И страна тоже, герои были почти из всех стран Европы. Испанец? Нет, не хочется."Визит вежливости". СССР, 1972 г. Режиссер Ю.Райзман.
Нет, фильм совсем не плох. Он ужасен. Смотреть его зритель не стал, фильм тихо спрятали и почти о нем не писали. Скучно, назидательно, борьба за мирЪ (весь), медленно ракеты уплывают вдаль...
Тем не менее, попаданец есть! Савецкий офицер, каплей флотский, попадает в Помпеи перед землетрясением и ведет агитацию с пропагандой, если требуется - и кулаком в зубы. Обличение язв и пороковЪ. Гнусный персонаж, сыгранный великим Стржельчиком, делающий политическую карьеру на будущей катастрофе. Правильная савецкая любовь к рабыне. И все в простынях (это типо тоги)
Ка-а-а-ашма-а-ар!
"Разбудите Мухина" не в пример приличнее.
Тем менее, факт остается фактом: были наши в Помпеях!
Если же серьезно, то этот фильм напомнил мне итальянскую "Градиву". Тоже Помпеи, тоже любовь. И фильм, признаться, так себе.
17 сентября и 22 июня - есть ли разница? Только в одном - "освободительный поход" был раньше.
"Ибо сказано: какою мерою мерите, такою и вам будут мерить." (Мф. 7:2).
Можно отрицать очевидное: существование секретных протоколов, факт вступления во Вторую мировую на стороне Рейха, восход и заход солнца, наконец. Однако очевидно, что 17 сентября 1939 года СССР начал военные действия против первого государства, решившегося силой противостоять нацизму.
Польша была государством не слишком приятным? Зато СССР - оазис гуманизма и справедливости.
22 июня прилетела ответка.
Ночь. Кофе не пью, хотя в чашке... Все, больше не пью. Зато ночью, если не требуется рано вставать, хорошо перечитывать самое-самое. Сегодня о стихах. Имеются ли таковые? Перечитываю ли? Не с целью в памяти освежить для дела, а просто так. Три вещи назову сходу:
– А. К. Толстой "Портрет" и "Дракон".
– Г. Шенгели "Повар базилевса".
Сейчас снова стал перечитывать избранную подборку Лермонтова. Что самое-самое? "Спор".
А еще? Еще, пусть и не так часто, Юрий Клен «Попіл імперій», Киплинг в оригинале, Луговской "Середина века". А еще у меня есть файлики избранного, взятого с бору по сосенке, их тоже листаю.
А Пушкин? Пушкин! Э-э-э... Если и перечитываю для души, то "Песни западных славян".
А Шевченко?! О, уважаемые, его не перечитываю, лучшее наизусть помню...
Герой-неудачник.
Корто Мальтезе - незаконный отпрыск Остапа Бендера, в чем вроде бы признался его создатель Уго Пратт. Даже фуражка яхт-клуба присутствует. В поисках сокровищ столь же удачлив - если и находит, то тут же теряет. О нем я уже писал, сейчас же помянул в связи с тем, что мне очень хочется вписать его в очередную "Аргентину". В 8-ю не удалось, может, в следующую?
Кстати большинству нравится мульт-адаптация про золотой поезд (Унгерн! Семенов!), а вот мне - про соленое море.
Хистория. Размышления для попаданцев.
Начитавшись, в том числе по вашей вине (кто хотел про Лермонтова?) литературы и источников по годам правления Николая Палкина, пришел к выводу, что нормальному человеку жить в РИ в ту эпоху было невозможно. Все общество было построено и существовало по принципу холуйства, желтых штанов и три раза "ку". Люди были обязаны не подчиняться, в пресмыкаться. Несогласных ломали быстро, благо инструментов хватало. Если ты не дворянин, то живешь ничуть не лучше еврея в Третьем Рейхе.
Николай Палкин - урод, причем редкий (к тому же извращенец). Такого к власти не следует допускать исключительно по моральным причинам. Не удержится от злоупотреблений, как не удержался и в реальности.
Читать на русском (и на остальных языках РИ) было нечего. Несколько стихотворений в год, одна повесть, и никак не больше. Информация приходила причесанная и с месячным опозданием.
Бытовые условия... Ладно, с этим можно и смириться как-то, но трудно. Медицина? С ней все тоже ясно.
За границу пускают как в сталинском СССР. Даже внутри страны некоторым (Пушкину!) можно было передвигаться только по специальному разрешению. Конечно, можно найти укромный уголок (есть варианты) и забиться там, пережидая эпоху. Но разве это жизнь?
Значит, куда? В Париж?.Не уверен. Но куда угодно, только не в РИ.
Попаданцы! Вы меня слышите?
(Юрий Погорелов. "Девушка смерть".)
Старая фантастика! Ой-й-й...
Я допустил тактическую ошибку, причем очень опасную. Разбираясь с экранизациями, помянул "Трудно быть богом". И - началось!
Братцы! И не-братцы! Спорить о творчестве АБС бесполезно, а потому и не надо. Почему? Еще в совецкое время сложилась "презумпция" величия АБС. Если ты честный человек, ты обязан их любить! Они - за права всё того же человека, и в своих книгах как бы намекают! Вы не заметили?! Так может быть вам Казанцев нравится?!
Как видите, литература тут вообще боком. Типичный либеральный террор, как это явление именовалось полтора века назад.
С тех пор сложилась мощная секта любителей АБС. О, великие! О, пророки! О, большое кресло! Ку! Ку! Ку-у-у!
Спорить со всей этой публикой бессмысленно. Потому и, повторюсь, не надо.
Заметьте, я никак не оценил само творчество АБС, хотя свое мнение, конечно же, имею. Но объективной дискуссии не получится. С фанатиками общаться невозможно.
Поэтому давайте не спорить о Братьях Стругацких по крайнгей мере в "разделе" о кинематографе. Может, потом расчистим отдельное поле, и уже там...
О, великие, о-о-о!Фонтастика + Фантастика. Очередная аннотация: "Придя в себя после автокатастрофы, Игорь Алексеев, программист из Владимира, обнаруживает себя в чужом теле в подземном бункере другого мира и с удивлением узнает, что он, Игорь, является властелином миров."
Поневоле задумался. Почему именно властелином? Не сантехником не охранником, не референтом, не заместителем наконец? С точки зрения построения сюжета очень неудобно. Куда персонажа-то двигать? А потом сообразил: литература тут и не забегала. Автору (и читателям) просто приятно хоть на миг себя почувствовать "властелином миров".
Тем фонтастика и отличается от фантастики - она не имеет литературных задач, ее смысл - сделать читателю приятно. Предпосылкой стал, естественно, самиздат. Читатели, недовольные слишком сложными и трудными книгами, стали создавать свои.
Представим себе среднего читателя (да хоть писателя) фонтастики. Я Поселягин, я поселяю, угу. И заставьте его прочитать даль хоть "Эфиопа" Бориса Штерна, лучший русскоязычный роман 90-х. Читатель да и писатель не сдюжит, умретЪ. Такие романы, как "Эфиоп" имеют лишнее измерение, совершенно фонтастам недоступное, они "плоскотики", лужи на полу.
Вывод? Фонтастика во многом это то, что пишется читателями для читателей. При этом задачи ставятся разные (Я спас СССР!), но ни в коей мере не литературные. То есть, фонтастику и следует воспринимать вне контекста собственно литературы.
Да, она убивает вкус, отучает целые поколения от хороших книг. Да, она выводит в первый ряд тех, кто с читателями заигрывает, то есть опускается до уровня фонтастики. Но... Ничего тут не поделать, это все лишь следствие куда более грандиозных перемен.
Что делать? Читать хорошую фантастику, вот и все. Благо, ее много.
(Надежды маленький оркестрик...)
Пью чай! Новая рубрика? А куда деваться, кофе-то растворился вдали.
Итак, чай (цейлонский, черный, средний лист) под чай же смотрю среди прочего новинки библиотек, тем паче кое-что пропустил за предыдущие дни. И вот чего себе думаю.
Ходасевич (эстетЪ, но не передаст) ругал Маяковского за то, что тот критиковал молодых поэтов. Мол, верный признак того, что исписался. Но... Но если дело в не исписался, а в самих поэтах? Если стихи плохие?
Смотрю, что пишет мОлодежь и не только мОлодежь, пенсионеров тоже хватает. МОлодежь плохими словами ругать не стану, а вот пенсионерам скажу: вы (...)! К примеру один выдал на гора нечто с названием "Лучшая альтернатива Второй мировой войны. Утомлённые заклёпкой". И в чем АИ? А в том, что пузатые дядички с форума попали в 27-й год и пытаются вводить новинки техники в СССР. Именно новинки техники, такие понятия как внешняя политика к примеру, для них вообще не существуют. Как и экономика. На какие средства новинки-то?
Автор - (...)? Да, и не просто, а (...).
Дэвушки же резвятся. Им главное - любовь, любовь, любовь! Ничего, что фантазии - ноль, главное - любовь! А где бывает любовь? В академии, академии, в академии...
Выписал почти подряд. Девушки - вы, конечно не (...), но все-таки (....)Шпионка в Академии.
Так себе психолог Академии Армора.
Переполох в академии сиятельных лордов.
Кассандра и Блэр в Академии магии.
Не на своём месте, или Целитель в академии тёмных.
Самозванка в академии.
Академия некромантии. Ступень первая.
Чертовка в Академии магии.
Белая ворона в академии Аусвер.
Недотрога в академии некромантов.
Академия Колханд.
Академия нежити. Кафедра неприятных последствий.
Следственная Академия.
Академия Арслада Монтури. Герцог вампиров.
Академия Эвероу. В свете луны.
Академия магии. Дорогу ведьме!
Академия пси-хов: внушить, влюбить, убить...
Академия магических риэлторов. Продай и беги.
Академия Боевой Магии, или пара Бога войны.
Академия Костлявой. Не будите в некромантке ведьму!Пью чай дальше. Вторую чашку заварить что ли?
Летература. Читатель и его писатели.
Повторюсь: нынешняя фонтастика такова как она есть потому, что является читательским творчеством в первую очередь. Читатель хочет потреблять именно такое, возможности же современной техники позволяют достичь этого без особого труда.
А теперь сравним любой популярный фонтастический опус с... да хоть с тем же "Эфиопом" Штерна. Для читатель "Эфиоп" сложен, а, извините, Поселягин нет, хотя и там, и там АИ. Можно иначе сказать: для массового читателя "Эфиоп" слишком сложен. Потому его и не переиздают, читатели хотят не Штерна, а Поселягина. Отсюда и фонтастика.
Читатель .... э-э-э... не слишком умен? Так вопрос лучше не ставить. Вот Пушкин несколько раз читателя обругал ("подите прочь!", "баловать нельзя"), и его покупать перестали. Где денюжки? А какие денюжки? У Булгарина они. Поэтому читателей обычно не ругают, но имеют в виду. Следствием этого является УРОДОВАНИЕ литературы в том числе фантастики вплоть до превращения ея в фонтастику.
- Ради читателя приходится писать ПОНЯТНЕЕ, на его уровне разумения литературы, а не на своем.
- САМОЦЕНЗУРА, вплоть до полного устранения от злобы дня и ухода к блям-блямчиками и цурипопикам.
- Использование ПОПУЛЯРНЫХ у читателя приемов, персонажей, и х-эндов само собой.
- ПРОДОЛЖЕНИЯ. Если рыбка ловится, следует ловить дальше в том же месте на ту же наживку.
И многое другое. Этому подвержены ВСЕ издающиеся авторы, но в разной, конечно, степени. Будет ли лучше, если писатель не станет учитывать интересы читателя вообще - или даже писать "наперекор"? Эксперимент интересный, но в результате не уверен. Есть ли идеал? Есть, но он, как и всякий идеал, едва ли достижим:
- Писать ТОЛЬКО когда хочешь, о чем хочешь и как хочешь.
- Не идти на поводу у читателя (бета-тестера), издателя и прочих заинтересованных ДАЖЕ в мелочах (название, к примеру)
- Дабы не соблазняться, не читать отзывов и рецензий ВООБЩЕ. Пусть книга сама принимает свою судьбу.
- Совсем хорошо сохранять полное ИНКОГНИТО (псевдоним), но в наше-то время...
Впрочем, все это не изменит основного факта. Читать будут в массе своей не фантастику, а фонтастику, не Штерна, а Поселягина.
* * *
Народ возражает: "П.2 про самоцензуру откровенно повеселил. Особенно интересно его читать, имея в виду жанр АИ, где буквально из каждого произведения прет ущемленная коварными империалистами россиюшка, гадящая англичанка и либерасты с дерьмократами. "
А посмотрим на ситуацию с иной стороны. Чего? А границы. Итак сейчас... А пусть будет начало 1939 года. Живу я в Швейцарии, по национальности смесь итальянца с французом, но немецкоязычный (детство в кантоне Берн). Пишу фантастику (про 2020 год, там такое!). А где печататься? Раньше, до Гитлера, в Германии, там фантастика хорошо шла. Дома - едва-едва. Германия стала Рейхом, "Судеты наши!", нюрнбергские законы, уже и на Швейцарию посматривают косо ("весна фронтов"). Немецкие фантасты (не все, но многие) превратились в коричневый дрек. А ведь еще 10 лет назад вместе баварское пили нах конвентен! А теперь представьте, что я (гипотетический) должен писать в книгах (и не писать), если хочу издаваться в Рейхе. Там же не только политика! Там и гендерный вопрос (три К), и облико морале, и цыгане ("басан-басан басана" уже не напишешь). Что остается? Сочинять про звездную систему Ы и (арийского вида) Капитана Астероида, угу. А друзьям говорить, что я этак намекаю, оно и незаметно, но если присмотреться...
Я (гипотетический) в Рейхе не печатаюсь, поскольку Гитлер - шайзкерл, а мои бывшие коллеги-фантасты - нацистские уроды. Но это я такой. А другие?
Отсюда и самоцензура.