Список желаний

Ваш список желаний пуст. Перейти в каталог?

Олди-хроника за 22 июля

22.07.2019

Добрый день.

Уважаемые Г.Л.Олди очень и очень активны в социальных сетях. Для тех, кто не успевает следить за ними - мы будем регулярно, раз в неделю, делать подборку интересных сообщения от писателей.

Кроме этого мы будем давать ссылки на другие материалы (статьи, интервью, видео-блоги, подкасты, иллюстрации и т.д.) связанные с "Миром Олди" и книгами метров.

Так же, подобную хронику вы можете видеть в нашем Telegram-канале или в Twitter.


Новости Facebook

  1. Министерство обороны Франции намерено нанять группу писателей-фантастов, которые будут прогнозировать угрозы для страны. В документе с данной инициативой говорится, что оборонная политика страны нуждается в актуальном анализе грозящих опасностей. Ведомство решило, что ему необходимо иметь команду из пяти авторов, которые будут отвечать за анализ разрушительных сценариев. В Агентстве оборонных инноваций уточнили, что авторы займутся разработкой гипотез и адекватных ответов на самые невероятные угрозы.

Оригинал.

  1. Любим мы, когда книга сразу по выходу вызывает полярные реакции. Чем они полярней, тем лучше. Вот, например, о «Нюансерах» уже говорят:
    -- Попробовал осилить. 50% - что в сюжете происходит, ради чего это всё и даже кого считать главными героями - непонятно. Привычное Олдевское словоблудие, возведённое до степени нечитаемости. Навроде их же "Нам здесь жить".
    -- Книга очень понравилась! Замечательный язык и интригующий сюжет. Захватывающе и интересно. Обязательно куплю в бумаге.
    -- Попытка подражать Акунину, вторичное, проходное чтиво. Авторы не имеют ни малейшего представления о том, как жили люди в XIX веке, - не знают истории и переносят реалии XXI века в прошлое. В итоге получилась развесистая клюква для любителей похрустеть французской булкой.
    -- Удивительно хороша книга сия. И язык, и антураж, и вовлечение в атмосферу - выше всяческих похвал. Читала с интересом и нечастым в наше сетературное время удовольствием.
    -- Жалею о потраченном впустую времени. Книга очень затянутая и скучная. Много лишних слов, ненужных отступлений.
    -- Роскошный слог Г.Л. Олди. Сюжетные линии переплетаются как золотая канитель.

Оригинал.

  1. Публиковал я здесь однажды упражнение для ног из рубрики «Подвальное каратэ: дела давно минувших дней». Сегодня на тренировке мы с прекрасной Наталья Коляда делали то же самое, но уже из рубрики «Двадцать лет спустя». У меня седина в бороду, бес в ребро, а Наташа все так же хороша.

Видео в оригинальном сообщении.


Новости с Autho.Today

О тёмной фэнтези - интервью с Г. Л. Олди

  1. Сейчас жанр темной фэнтези стал популярен в переводной фантастике: Мартин, Аберкромби - все это первейшие и известнейшие имена, очень популярные и в России. Более того, не только даже в литературе, но и в компьютерных играх видно, что миры достаточно темные - пользуются бешеной популярностью во всем мире и в России в частности. При этом в России, при огромном запросе, в этой нише никто заметно не работает. Как вы считаете, почему? Это неинтересно авторам? Издателям?

Олди: «Тёмная фэнтези» предполагает умение писателя владеть приёмами сразу нескольких литературных направлений. Помимо собственно фэнтези, это в первую очередь исторический роман, далее реализм и натурализм (да, натурализм – литературное направление, а не просто миска крови с требухой). Сюда же ложатся некоторые приёмы «романа ужасов» и общий мрачный взгляд на мир, свойственный «нуару». Чтобы иметь в своём распоряжении такой богатый инструментарий, чтобы пользоваться им, без напряжения переходя от одного средства выразительности к другому, надо обладать не только талантом, данным от природы, но и развитым литературным мастерством. Это сильно сужает количество авторов, способных написать качественную тёмную фэнтези.

  1. Если брать именно темную фэнтези - кого бы лично вы рекомендовали, кем вы сами могли бы вдохновляться? Из западных авторов - и русскоязычных тоже?

Олди: Вдохновляться – неудачное слово. Вдохновляться тут скорее можно Стивеном Кингом и Робертом МакКаммоном (хоррор, мистический триллер), Георгием Гулиа и Морисом Семашко (исторический роман), Толкиеном, Говардом и Желязны (фэнтези). Их литературное мастерство может оказать серьёзное влияние на автора тёмной фэнтези. А читаем мы с удовольствием таких «тёмных фантазеров», как Мартин, Аберкромби, Вегнер, Бэккер. Из отечественных можем назвать разве что Андрея Дашкова («Звезда Ада», «Странствие Сенора», «Войны некромантов»), который начинал писать тогда, когда термина «темное фэнтези» еще и не было в помине. Наверняка есть и другие достойные авторы, но как известно, «нельзя объять необъятное» -- мы читаем не только и не столько тёмную фэнтези, так что целый ряд книг этого направления прошёл мимо нас.

  1. Сейчас задам немного такой... притянутый за уши вопрос, но все же попробую. Если рассматривать историю фантастики, в XX и в XXI в. - можно очень утрированно выделить два этапа. Золотой век и фантастики и фэнтези был, за некоторыми исключениями, довольно утопичен, оптимистичен, иногда до наивности. Разумеется, были и исключения на протяжении всего XX в. Далее и в фантастике, и в фэнтези начал появляться перекос к более мрачным видениям будущего (или иных миров). Произошло это в разных направлениях в разное время, но, скажем, середина этого перехода пришлась на 80-90-х гг. Сегодня большинство миров как фантастических, так и фэнтезийных, вовсе не пронизаны верой в людей. Какой следующий большой перелом вы предвидите? И что должно произойти для перелома?

Олди: Мы бы не сказали, что «Дюна» Херберта, «Остров мертвых» Желязны или «Властелин Колец» Толкиена так уж оптимистичны и утопичны. Прогнозы будущего от Уэллса тоже не блещут оптимизмом. Так что в этом отношении мало что изменилось. А вот вера в людей… Да, люди в поздней фантастике становятся всё больше сволочными. Предательство, обман, насилие превратились в норму, а там и в обыденность. Но знаете, литературу ужасов предпочитают сытые читатели, живущие в безопасности. С «тёмной фантастикой» та же история – она хорошо щекочет нервы, когда ты сидишь на диване с банкой пива. В кризисной жизненной ситуации будут востребованы иные сюжеты – скажем, в годы Великой Депрессии американцы предпочитали комедии.

Пусть уж лучше мы в сытости будем читать о предательстве и насилии, чем грянет катастрофа, порождающая интерес к комедиям. Бог с ними, с переломами! Очень уж не хочется ходить в гипсе после этого.

  1. Не секрет, что рынок русскоязычной фантастики находится не в лучшей форме. Вы сами многое об этом проговаривали на конвентах, много писали о причинах: и со стороны политики издательств, и со стороны писателей, книготорговцев, читателей. Понятное дело, что вы не пророки, но все же - как думаете, когда тренд начнет меняться? Что конкретно нужно делать, чтобы тренд начал потихоньку меняться?

Олди: Первые признаки изменений уже есть. Это пока только предвестники, но не заметить их трудно. И как всегда, первым отреагировал сегмент зарубежной (переводной) фантастики и фэнтези. В последние годы активно выпускаются весьма интересные, неординарные и хорошо написанные переводные книги, что не может не радовать. Да, тиражи этих переводов небольшие, в отличие от тиражей оригиналов, но их выпуск не прекращается, а кое-что даже потом переиздаётся, что не может не радовать. Вслед за зарубежными коллегами пытается пробиться к читателю и ряд интересных русскоязычных авторов – но тут, увы, дело обстоит заметно хуже. Хорошие писатели появляются, но мало кому из них удаётся издаться. А книги тех, кому это всё же удаётся, выпускаются очень маленькими тиражами и никак не продвигаются издателями. Лишь те, кого по той или иной причине причисляют к «мейнстриму» (хотя и пишут они самую настоящую фантастику), имеют больше шансов не только издаться, но и быть замеченными читателями и критиками. Надеемся, что эта ситуация со временем изменится в лучшую сторону, но чтобы это действительно произошло, надо будет приложить немало усилий.

Что конкретно стоит делать уже сейчас? Как минимум, доводить до друзей и коллег информацию о новых хороших книгах. Если этого не делают издатели и не всегда способен сделать автор – имеет смысл взяться за это дело неравнодушным читателям. Прочёл хорошую книгу – напиши о ней хотя бы краткий положительный отзыв, опубликуй его в своём блоге, в «Фейсбуке», «ВКонтакте», «Телеграм», «Яндекс-Дзен», «LiveLib», на форумах профильных сайтов. Посоветуй книгу друзьям и знакомым. Хоть какая-то, да помощь в продвижении. Если хотя бы часть заинтересованных в хорошей литературе читателей этим займётся – глядишь, ситуация в итоге начнёт меняться. Пусть медленно и со скрипом, но меняться...

  1. Если коротко - ваш личный прогноз рынка русскоязычной фантастики? Какие события просто не могут не произойти? И в каком порядке?

Олди: Мы не футурологи и не рыночные аналитики, так что можем и пальцем в небо попасть. (Впрочем, они тоже периодически попадают.) Как нам кажется, тенденция к дальнейшему снижению средних и минимальных тиражей русскоязычной фантастики в ближайшие год-два продолжится. Затем начнётся постепенное сокращение количества выпускаемых наименований – поскольку реально продаваемый тираж целого ряда книг упадёт ниже порога окупаемости (сейчас это порядка 1000 экз.). Одновременно будут понемногу расти продажи электронных книг (что наблюдается и сейчас) – как на «ЛитРесе», так и на других, никак не связанных с ним площадках. Будут возникать новые электронные магазины книг, прорабатываться различные способы монетизации.

После чего, возможно – но далеко не факт – через несколько лет, когда изрядная часть низкокачественной литературы отсеется естественным образом, поскольку за неё перестанут или почти перестанут платить, на литературном небосклоне возникнут новые интересные имена, которые окажутся более или менее востребованы. Это вполне возможно, однако этого может и не произойти. А более детальный или более долгосрочный прогноз давать не возьмёмся – мы и в этом-то не вполне уверены.

  1. Я бы попросил вас рассказать о сборнике "Фатум", но вы сами его сможете прочесть только после выхода. Тогда поступим иначе. Вы же знаете, кто вместе с вами попал под одну обложку. Что вы можете сказать хотя бы о некоторых из этих авторов?

Олди: В первую очередь хотелось бы сказать пару слов о Шимуне Врочеке и Игоре Вересневе. Книги обоих мы читали, у Врочека – рассказы и повести (в т. ч. выходившие в авторском сборнике), а у Вереснева – не только «малую форму», но и его роман «Лунный зверь», который мы разбирали на литературном семинаре в Партените, рекомендовали к изданию – и были искренне рады, когда эту книгу в итоге издали. Врочек пишет парадоксально и остро, и «тёмная сторона силы», т. е., «тёмная литература» ему не чужда. Уверены, его рассказ прекрасно впишется в сборник «тёмной фэнтези». Для прозы Вереснева характерны высокий драматизм и эмоциональность, иногда – даже с лёгким налётом эпатажа. Читали мы у него и достаточно мрачные произведения – так что его рассказ в сборник попал явно не случайно. Ну а когда книга выйдет, непременно прочтём её целиком.

  1. После "Принца тварей" не хотите попробовать что-то в том же жанре, но в более крупной форме?

Олди: Собственно, уже попробовали. «Принц тварей» входит вставной главой в наш двухтомный роман «Циклоп». Это самая настоящая тёмная фэнтези. Быть может, не идеально чистая (такой цели мы и не ставили), но вполне тёмная, и вполне фэнтези. При этом научно-фантастическая подкладка, базирующаяся на достижениях нечеловеческих пра-цивилизаций, тоже присутствует. Роман (как и рассказ) посвящён памяти Роберта Говарда, книги которого мы очень любим.

Оригинал.